В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» ведется реализация комплексного проекта «Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей», предусматривающего создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи, в который включено возведение мощностей для судостроения и для судоремонта.
Производственные мощности судоверфи предусматривают строительство до 10 речных судов в год (переработка 10 тыс. тонн металлоконструкций).
На реализацию проекта предусмотрено федеральное финансирование на сумму 4 106,2 млн руб., Республика Саха (Якутия) финансирует проект в сумме 750 млн руб., а также внебюджетные средства — 894,5 млн. рублей
Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2020 года № 149 включены в границы ТОР «Якутия» земельные участки Жатайской судоверфи, на которой будет создано порядка 700 новых рабочих мест.
Мероприятия разделены на несколько этапов.
1 этап проекта: 5,8 млрд. руб.
2 этап проекта: 9,5 млрд. руб.
Общая площадь застройки — 58,4 тыс. кв. м.
Полный комплекс работ позволит выпускать суда различного типа и назначения:
1 ЭТАП — суда водоизмещением до 1600 тонн
2 ЭТАП — суда водоизмещением до 2000 тонн
На 01 ноября 2021 года техническая готовность по первого этапа проекта в целом составляет порядка 40%. Выполняются работы по строительству Блока корпусных производств, а также реконструкция открытых стапельных мест с увеличением площади горизонтальной части стапеля. Плановый срок завершения мероприятий первого этапа – конец 2023 года.
По второму этапу завершается корректировка проекта, связанная с разделением объекта на очереди, в которые вошли:
1 очередь
— Дооборудование блока корпусных производств;
— Достроечная набережная длиной 100,0 м с портальным краном г/п 30 тонн;
— Покрасочная камера;
— Достроечный цех;
2 очередь :
— Реконструкция поперечного гребенчатого слипа;
— Грузовой причал;
— Блок цехов верфи;
— Блок вспомогательных производств;
По предварительным расчетам стоимость реализации мероприятий второго этапа составляет 9,5 млрд. рублей. Стоимость будет уточнена после прохождения экспертизы.
Крайнее устаревание флота Ленского бассейна (средний возраст более 40 лет), а также отсутствие аналогичных по оснащенности судостроительных предприятий говорит о гарантированной загрузке судоверфи в перспективе 10-15 лет.
В части основной деятельности Жатайской судоверфи по строительству новых судов подготовлен предварительный производственный план на период до 2036 года, предусматривающий строительство флота в общем количестве до 130 единиц.
В краткосрочной перспективе на период до 2025 года планируется строительство судов для следующих судовладельцев: ПАО «Ленское объединенное речное пароходство», ООО «Алексеевская РЭБ флота», АО «Колымская судоходная компания», АО СК «Алроса-Лена». Не исключается возможность строительства судов для предприятий из других регионов страны.
Ведутся переговоры по заключению судостроительного контракта на головное судно для ПАО «Ленское объединенное речное пароходство».
Для выполнения полного цикла судостроительных работ в утвержденные контрактами сроки необходима реализация второго этапа проекта.
В целях снижения себестоимости строительства судов прорабатывается вопрос внедрения в производство цифровых технологий .
Принимая во внимание значительные запасы газа на территории Республики Саха (Якутия), а также экологическую политику в Арктической зоне Российской Федерации, на Жатайской судоверфи планируется строительство нового флота, работающего на сжиженном природном газе.